Модератор МТОДУЗ Дмитрий Шахов.
*****************************************************************
В. В. Ш А Х О В
Православный всеобуч: полемика, слово, дело. 1.
«…подлинно велик удел, предназначенный от века русскому писателю: творить во имя своего Творца. Но и велика и мера его ответственности перед Богом, Отечеством и народом. Особо велика она сегодня, когда православный художник должен противостоять тем силам зла, которые всячески чернят отечественную историю, пытаются обесценить духовно-исторический опыт России, попирают Божий завет любви к ближнему, разливают по страницам печатных изданий и экранам мутные потоки плотобесия, разжигают в читателях и зрителях самые низменные вожделения...»
А л е к с и й 11,
патриарх Московский и всея Руси
В культурологической истории Московии и Подмосковья одно из достойных имен - К у к ш а, почитающийся как один из главных просветителей здешних мест.
Древние книги устремляют нас к временам, когда земли Подмосковья были как бы «поделены» между несколькими княжествами: Владимиро-Суздальским ( с городами Москвой, Дмитровым, Звенигородом), Рязанским
( с городами Коломной, Зарайском), Смоленским ( Можайск, Перемышль), Черниговским. Волоколамск тогда был владением Великого Новгорода.
В преддверии смертного часа Стефан Яворский ( в миру Симеон) написал философско-лирическое сочинение «П о с л е д н е е к н и г а м
ц е л о в а н и е». Оно опубликовано (текст на латинском и его славянский перевод) в трудах Рязанской архивной комиссии (№ 6). Мудрый старец трогательно и нежно прощался с книгами; одухотворенные страницы были для уходящего из земной жизни «светом, слаще меда и сота», «его богатством, славою, раем любви».
Без подвижнической просветительской деятельности Стефана Яворского нельзя представить развитие православной культуры. Как известно Петр Первый окружал себя людьми недюжинными, дерзновенными, державно мыслящими. От умного человека он мог даже стерпеть возражение, компетентное несогласие. После кончины патриарха Андриана по воле императора Стефан исполняет должность местоблюстителя Патриаршего престола, оставаясь митрополитом Рязанским. В 1720 году повелением императора созывается Собор церковных иерархов, на котором управление церковью поручено постоянному Собору пастырей (Святейшему Синоду). Президентом же Святейшего синода назначен Стефан, митрополит Рязанский. Данная форма управления Русской Православной Церковью (Святейший правительствующий синод) просуществовала до 1918 года.
История православного книголюбия, образования связана с неустанными трудами и свершениями Стефана Яворского. В 1722 году по его
инициативе открыта в Рязани (при Симеоновском монастыре) одна из первых в России арифметическая (цифирная) школа. Яворский - выдающийся писатель. Знаменита его книга «Камень веры, православным церкви святые сынам на утверждение и духовное назидание, претыкающися же о камень преткновения и соблазны - на восстание и исправление».
В истории православного книголюбия и просветительства особое место принадлежит Тихону Задонскому ( в миру Соколову Тимофею Савельевичу, 1724-1783). Многотомные собрания его сочинений переведены на иностранные языки. Классикой духовной литературы стали его труды «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое». Его духовно-философские, нравственно-этические сочинения («О святых тайнах», «Прибавления к должности священнической», «О таинствах покаяния») вошли в круг чтения россиян.
«Пусть меня все хулят, - говорил Тихон Задонский, - только бы меня совесть хвалила» («Совесть во всех делах твоих употребляй вместо светильника, потому что она се дела твои в жизни, как худые, так и добрые, показывает совершенно»).
В истории православного книголюбия заметной страницей стали
духовно-жизненные контакты Гавриила Романовича Державина и Евфимия
Болховитинова. Одно из лучших державинских произведений, входящих в число шедевров русской поэзии, называется «Евгению. Жизнь Званская». В комментариях - пояснение: «Евгений (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767-1837) - историк, археограф и библиограф. С 1822 года - Киевский митрополит».
Замечательный просветитель обогатил отечественную культуру поистине энциклопедическими изданиями. Назовем ведущие из них: «Краткое описание жизней древних философов» (1787); «Новая латинская азбука, содержащая, кроме обыкновенных начатков латинского языка, обстоятельное показание произношения и правописания, как древнего, так и нового»(1788); «Всеобщая хронология знаменитых мужей, прославившихся искусствами, науками, изобретениями и сочинениями во всем свете от начала мира до наших времен» (1793-1795); «Новый опыт словаря о русских писателях» (1805-1806); «О славянских русских лириках» (1816); «Словарь о писателях духовного чина» (1818-1827); «Словарь светских писателей»).
Уже сами названия научно-просветительских, нравственно-философских сочинений Болховитинова свидетельствуют о характере, направленности, содержательности его творческих исканий («О сокровенных в природе вещах», «О воздухе», «Опыт о человеке», «О предрассудках», «О собственных именах у славян», «О старинной славяно-русской арифметике», «О русской церковной музыке», «О пособиях по изучению истории»).
Е.А. Болховитинов обогатил своими изысканиями многие научные направления и дисциплины в сфере философии, этики, богословия, истории, археологии, археографии, агиологии, палеографии, географии, статистики, естествознания, эстетики. «Это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории. Это был один из величайших собирателей, которые когда-либо существовали» ( М. Погодин).
Евфимий Алексеевич ревностно и неизменно отстаивал лучшие человеческие ценности, ратовал за терпимость, понимание сложности человеческой натуры («Все мы люди, все мы человеки»,- часто говаривал он). Вместе с тем ему было чуждо рабское преклонение перед иностранным, Он мечтал о создании энциклопедического свода о деятелях православной культуры, духовности, науки. «История писателей есть существенная часть литературы, потому что они составляют даже эпохи и периоды. Но знать писателей чужестранных есть посторонняя для нас честь, а не знать своих отечественных есть собственный стыд наш. Отечество наше, недавно обогатившееся науками, давно однако ж имело своих писателей, и в некотором смысле период наш справедливее можем мы назвать возобновлением и усовершением, нежели новым введением наук в России. Чтоб убедиться в этом, стоит только обозреть список древних и новых наших
ученых»,- констатировал он.
Православное книголюбие, православное чтение во-многом связано
с личностью и подвижничеством Амвросия Оптинского ( в миру - Гренков Александр Михайлович; 1812-1891). Нравственный подвиг «великого старца» из Оптиной Пустыни признала и оценила православная Россия. «Когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога», - отмечал Л.Н. Толстой, неоднократно навещавший монастырь близ Козельска. Похоронив своего младшего сына Алешу, Ф.М. Достоевский встретился со старцем Амвросием, беседовал с ним (из общения с ним Федор Михайлович «вынес глубокое и проникновенное впечатление»).
Духовное книголюбие, уроки нравственно-интеллектуального совершенствования Я.П. Полонского («Я читаю книгу песен, «Рай любви - змея любовь» - Ничего не понимаю - Перечитываю вновь… …книгу песен Прочитать хотят со мной…»). «Гипотеза» Якова Полонского (1880-ые): «Из вечности музыка вдруг раздалась, И в бесконечность она понеслась, И хаос она на пути захватила, - И в бездне, как вихрь, закружились светила: Певучей струной каждый луч их дрожит, И жизнь, пробужденная этою дрожью, Лишь только тому и не кажется ложью, Кто слышит порой эту музыку божью, Кто разумом светел, в ком сердце горит». «И любя и злясь от колыбели, Слез немало в жизни пролил я; Где ж они - те слезы? Улетели, Воротились к Солнцу бытия. Чтоб найти все то, за что страдал я, И за горькими слезами я Полетел бы, если б только знал я, Где оно - то Солнце бытия?..» (Яков Полонский. 1890-ые годы).