Конференция по киноведению и архивному делу в области кино пройдет в Москве 23 и 24 июня

07.06.2022 10:00:00

Конференция по киноведению и архивному делу в области кино — это возможность для ученых, архивистов, кураторов, исследователей, кинематографистов, студентов и киноэнтузиастов собраться и обсудить современные профессиональные проблемы в области аудиовизуального наследия. Настоящее и будущее архивов кино, актуальные профессии и навыки, роль кинофондов в формировании культурной повестки страны и отдельных регионов — этим и другим вопросам будут посвящены открытые дискуссии, которые пройдут 23 и 24 июня в Библиотеке иностранной литературы в Москве.

Участие в конференции бесплатное, по предварительной регистрации на сайте.  

«Конференция по киноведению и архивному делу в области кино задумана с целью публично обсудить проблемы индустрии, а также инициировать партнерства и наладить взаимодействие между образовательными учреждениями в сфере кино и учреждениями культуры, фондами. Ведущие эксперты выступят на круглых столах, расскажут про собственный опыт и ответят на вопросы молодых специалистов, а после – подготовят дорожную карту с рекомендациями по развитию индустрии», – рассказала заместитель генерального директора по развитию и коммуникациям Госфильмофонда России Кристина Ефременко.  

Начиная с 2000-х годов аудиовизуальные архивы из относительно закрытых учреждений превратились в участников сетевого ландшафта, начали активней взаимодействовать с пользователями и институциями. Причина тому –– повсеместная цифровизация. Архивы стали доступней. Именно это и сделало возможным публичный разговор, к которому организаторы конференции привлекли широкий круг спикеров –– как сотрудников архивов, так и тех, кто с ними сотрудничает.

На конференции выступят: директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации Светлана Максимченко, киноведы и историки кино, включая Наума Клеймана и Николая Изволова, главные редактора журналов «Сеанс» и «Искусство кино» – Василий Степанов и Станислав Дединский, кураторы и представители культурных институций – Центра документального кино, Музея «Гараж», Московского фестиваля экспериментально кино MIEFF, ГМИИ им. А.С. Пушкина, «Ленфильма», «Мосфильма» и «Союзмультфильма», а также руководители кинопрокатных компаний и сотрудники национальных и региональных киноархивов России и СНГ.  

«В результате цифрового поворота архивы стали более видимыми. У многих из них появилась возможность и новые доступные инструменты взаимодействия с внешней аудиторией и другими институциями. Такое изменение определенно можно рассматривать как положительное, но стоит учитывать и проблемы, возникшие с цифровизацией. В новых реалиях фильмы в цифровом пространстве распространяются неравномерно, а какие-то вряд ли когда-нибудь станут всеобщим достоянием, поскольку показ с пленки на сегодня представляет определенную сложность, а их оцифровка кажется маловероятной. Помимо хранения, изменилась сама деятельность архива: появилась возможность чаще демонстрировать фонды и более активно включаться в культурную повестку. В рамках конференции участники обсудят вопросы, связанные с традиционной деятельностью архивов, а также поговорят о новых перспективах и возможностях» ,– уточнила Куратор Конференции по киноведению и архивному делу в области кино, программный директор Фестиваля актуального научного кино ФАНК, Ирина Белых. 

Программа будет дополняться, возможны изменения , информацию о них можно увидеть на сайте.

Форма регистрации

Пресс-материалы

Контакты для СМИ и аккредитации

Ника Комарова: verona.v.k@gmail.com, +7(963)-999-03-76.

Программа конференции: 

Панельная дискуссия «Задачи киноархива сегодня», 23 июня 10:15 

Традиционно в задачи архива входит сохранение культурного наследия, обеспечение доступности материалов, а также научно-исследовательская работа по их систематизации и восстановлению. Помимо этих задач, многие современные архивы активно занимаются просветительской и образовательной деятельностью. В открывающей дискуссии участники определят приоритетные для нынешних обстоятельств направления работы архива, а также затронут тему форматов взаимодействия архива с внешней непрофессиональной аудиторией.

Панельная дискуссия «Киновед –– новые вызовы профессии», 23 июня 11:30 

Киновед сегодня –– кто он? Понимаем ли мы под этим словом отдельную профессию или это понятие объединяет в себе кинокритика, историка кино, теоретика, киноархивиста, киноорганизатора? Если это отдельная профессия, то где границы ее применения? Какими навыками должны обладать киноведы? Какие специалисты нужны индустрии и какие возможности для реализации видят вчерашние выпускники киноведческих факультетов? В разговоре с учреждениями культуры и представителями профессии участники конференции попытаются деконструировать киноведа и собрать его обратно.

Панельная дискуссия «Практики работы с архивными материалами: программинг, фестивали, выставки, онлайн-проекты», 23 июня 13:30 

Большая часть архивных материалов так никогда и не станет достоянием публики, что вполне объяснимо: хранение насчитывает десятки тысяч фильмов и бумажных документов. Это намного больше, чем любой человек сможет посмотреть или прочитать, даже если превратит это в дело всей своей жизни. В то же время почти все фильмы и документы в архивных коллекциях обладают несомненной ценностью, причем не только для определенной узкой группы специалистов. Известны различные практики работы с архивными коллекциями: через программинг в культурных учреждениях, кинотеатрах и на фестивалях, кинопрограммы, выставки и онлайн-проекты. Какие архивные материалы оказались наиболее востребованы, когда мы смотрим на них из сегодняшнего дня? В чем заключается специфичность работы с архивными коллекциями в публичном пространстве? С какими ограничивающими факторами приходится сталкиваться при реализации проектов? Какие перспективы открываются в текущих обстоятельствах?

Панельная дискуссия «Повторный прокат: опыт демонстрации архивного кино», 23 июня 15:15  

Сегодня многие российские кинотеатры можно назвать «синематечными», специализирующимися на демонстрации архивных фильмов. Перед киносеансами на экранах показывают трейлеры готовящихся к перевыпуску отечественных киношедевров и культовых зарубежных фильмов, некоторые из которых никогда не были в российском прокате. Для кинотеатров повторный прокат –– один из инструментов в решении репертуарного кризиса, начало которому положила пандемия. Для зрителей –– новый зрительский опыт. В дискуссии с дистрибьюторами, кинотеатральными программерами, и компаниями, готовящими фильмы к перевыпуску, организаторы конференции обсудят не только отбор фильмов для повторного проката, но ряд других вопросов –– в чем особенность демонстрации архивных фильмов, как меняется аудитория со сменой репертуара и ее потребительские паттерны, насколько эффективна эта практика для индустрии.

Панельная дискуссия «Региональные киноархивы: сохранение и репрезентация коллекций», 23 июня 16:30  

Как выглядели люди, населявшие города России? Как выглядели улицы по которым эти люди ходили? Визуальная история удаленных от центра регионов сохранилась разрозненно и неравномерно. Некоторые кино- и видеоматериалы можно обнаружить в коллекциях краеведческих музеев или региональных архивах, некоторые визуальные источники погибли безвозвратно. Что из себя представляют материалы, которые хранятся в региональных киноколлекциях? В чем особенности экспонирования этих материалов? Какая часть визуальной истории регионов России утрачена и уже никогда не будет рассказана? Что еще можно спасти и в какой поддержке нуждаются люди, работающие с региональными коллекциями? Эти и другие вопросы обсудят участники дискуссии.  

Панельная дискуссия «Цифровое хранение: будут ли доступны будущим поколениям произведения цифровой эпохи?», 24 июня 10:00  

Устойчивость цифровых файлов и форматов к длительному хранению остается важнейшей проблемой на протяжении почти двух десятилетий. Известно, что кинопленка, на которую были сняты фильмы более ста лет назад, и по сей день хранится в архивах. По оптимистичным прогнозам, изображение на кинопленке при правильном хранении будет доступно даже через несколько сотен лет. С цифровыми носителями дело обстоит совсем иначе. Правильное хранение самого носителя не дает гарантии сохранения записанной на нем информации. Останутся ли доступными фильмы начала цифровой эпохи спустя десятки лет? К обсуждению этих проблем будут приглашены учреждения, так или иначе связанные с процессом сохранения культурного и исторического наследия на цифровых носителях.

Панельная дискуссия «Общие принципы цифровой технической реставрации», 24 июня 11:40 

Хотя архивы являются хранителями прошлого, они также влияют на формирование будущего. По мере того как аналоговые материалы обзаводятся цифровым воплощением, становится очевидным, что будущим поколениям будут нужны и важны именно цифровые версии как киноклассики, так и редких кинонаходок. Цифровая реставрация –– крайне ответственный процесс. С одной стороны, цифровые инструменты помогают специалистам устранять артефакты, привнесенные временем, возвращая фильмы к почти исходному состоянию. С другой стороны, цифровые инструменты могут уничтожить целостность оригинального фильма и стереть следы эстетической или исторической достоверности. Все проекты реставраций уникальны, ни один документ не может всесторонне охватить все проблемы и обстоятельства, связанные с тем или иным проектом. И только совместными усилиями возможно выработать принципы технической реставрации фильмовых материалов, к которым смогут обращаться те, кто такие реставрации делает и их демонстрирует.

Панельная дискуссия «Кинотекстология», 24 июня 14:00  

Текстология необходима для полноценного представления текста (в данном случае –– фильма). С купюрами, нарушенной последовательностью фрагментов и тому подобными искажениями текст можно превратиться в свою противоположность. Поэтому исследовать источники, позволяющие воссоздать текст (фильм) в аутентичном виде, и следовать им –– совершенно необходимо. Принято считать, что в филологии текстологическая дисциплина развита больше, чем в киноведении, и это отчасти является правдой (хотя и в филологии существует немало сложных ситуаций и спорных решений). В свою очередь, киноведение достаточно заметно укрепило свои текстологические навыки (особенно за последнюю четверть века). Но каждый новый случай предлагает новые вопросы, тем более что в киноведении спектр проблем значительно шире –– ведь речь идет не только о редактуре, но и о визуальных особенностях (передаче цвета, световом балансе и так далее). В дискуссии будут соотнесены удачные примеры текстологических решений и те спорные случаи, которые еще ждут всестороннего исследования. Доклады затронут проблемы выбора источников для установления точного текста фильма и отдельные аспекты восстановления цвета.

Панельная дискуссия «Обязательный экземпляр: что сохранится для истории», 24 июня 15:45 

Обязательные экземпляры играют важнейшую роль в формировании национальных киноколлекций. К тому же, обязательный экземпляр –– это своеобразный пропуск в вечность, гарантия того, что фильм сохранится на архивной полке для будущих поколений. Однако, требования, которые киноархивы предъявляют к киноматериалам, часто вызывают вопросы у производителей фильмов и на долгосрочное хранение попадают не оригинальные версии картин. Возможности оптимизации этих требований, а также прояснению аргументов представителей киноархива и киноиндустрии и будет посвящен разговор специалистов.

Серия докладов «Киноколлекции в странах СНГ: настоящее и будущее», 24 июня 17:00 

Проблемы пленочного и цифрового хранения, обеспечения доступа к коллекциям, каталогизации, реставрации, репрезентации архивных материалов универсальны для институций с кинофондами в любой точке мире, хотя и обусловлены множеством локальных обстоятельств. В докладах представителей национальных архивов из стран СНГ будет обрисована актуальная ситуация для киноколлекций Республики Казахстан, Республики Беларусь и Армении, а также планы и перспективы развития этих институций.

Справочно: 

Госфильмофонд России — главный и крупнейший архив кинофильмов Российской Федерации, член Международной федерации киноархивов (FIAF). Является государственным учреждением культуры — хранителем государственной коллекции фильмов и других киноматериалов, осуществляющим собирательскую, творческо-производственную, культурно-просветительскую, исследовательскую, методическую и информационную деятельность в сфере кинематографии. Госфильмофонд сегодня — это уникальный многофункциональный комплекс, играющий важную роль в развитии и популяризации российского кино.  

Фестиваль актуального научного кино ФАНК — многоформатный просветительский проект. ФАНК объединяет ученых, исследователей, популяризаторов науки и художников для поиска наиболее интересных форм донесения научных знаний до широкой аудитории. Это просветительское движение, объединяющее различные средства интерпретации научных идей и смыслов: авторское документальное кино о науке, современный научный театр, научные шоу и мастерские детского научно-технического творчества, лекции, дискуссии и профориентационные встречи с учеными и представителями творческих профессий.

Источник: Министерство культуры РФ
Все права защищены согласно российскому и международному законодательству. Copyright © 1999 - 2011 ООО "Компьютерные системы ЛКС". Авторские права на публикации принадлежат авторам статей. Ни один фрагмент сайта не может быть использован без предварительного разрешения правообладателя. Ссылка на сайт обязательна. Сайт создан и поддерживается А.А. Соколовым