Календарь

29.05.2017 0:53:15

30 МАЯ

Народный учитель

К 145-летию со дня рождения Антонины Николаевны Сафоновой

1872 год. Родной город Антонины Сафоновой – Елец. Здесь она окончила Елецкую женскую гимназию со званием домашней учительницы. В семнадцать лет начала работать в первом Елецком мужском (приходском) училище. Одновременно она вела занятия по русской грамматике, арифметике и естествознанию в воскресной школе для рабочих. По ее инициативе в школе была создана профсоюзная организация для взаимопомощи учителей, в которой Антонина Николаевна двенадцать лет была заместителем председателя. 12 июля 1897 года в Ельце по инициативе Сафоновой открыли первую библиотеку. Она также принимала деятельное участие в организации книжного склада для народа, с которого книги продавались, рассылались по почте. В Первую мировую войну Антонина Николаевна организовывала сбор средств для беженцев, помогала сиротам.

Сразу после Октябрьской революции Сафонова обратилась к учителям Ельца с призывом: «…Помогать советской власти строить новую жизнь, новую школу». Она стала первой женщиной в городской думе Ельца, руководила комиссией по народному образованию. При ее участии в Ельце в 1918 году создали музей наглядных пособий при городском отделе народного просвещения, сегодня это один из лучших музеев в области – краеведческий.

В 1918 году Михаил Пришвин, работавший некоторое время в Елецкой гимназии, писал в своем дневнике об этой учительнице: «12 окт. Антонина Ник. Сафонова, учительница математики, она живет, ежедневно решая задачи все новые и новые, на каждый день и час новые задачи у этой общественной деловой женщины, решаются задачи ею верно и точно, а в душе остаются неизвестные, ее душа – половина уравнения, где находятся все неизвестные, ее жизнь – половина, где все ясно решается. Теперь дороги люди, с которыми жить хорошо, а она такой человек».

29 октября 1934 года А.Н. Сафоновой (первой в Липецкой области) Президиум ВЦИК присвоили высокое звание Героя Труда. Она была делегатом от Ельца на VIII Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов, принявшем Конституцию СССР (1936) и на XVII Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов (1937).

В 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны, Сафонова ухаживала за ранеными в госпитале, который работал при ее школе. С родным городом Антонина Николаевна Сафонова рассталась в первый и последний раз перед оккупацией Ельца фашистами в начале декабря 1941 года. Она была вынуждена пройти трудными дорогами эвакуации вместе с ельчанками и их детьми до Пензенской области, где 8 сентября 1943 года перестало биться ее сердце. В 1967 году на здании школы в Ельце, где Антонина Николаевна проработала пятьдесят лет, установили мемориальную доску.

Шестидесятник девятнадцатого века

К 180-летию со дня рождения Николая Васильевича Успенского

1837 год. Писатель Николай Успенский родился в селе Ступино Тульской области, в семье сельского священника. Детские и юношеские годы он провел в селе Шипово (ныне Становлянский район). Учился в Тульской духовной семинарии, в Петербургской медико-хирургической академии, а затем на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Литературная деятельность Николая Васильевича началась в 1857 году: на страницах журнала «Сын отечества» были опубликованы его первые рассказы «Старуха» и «Крестины». С 1861 года писатель стал постоянным автором «Современника», печатая свои произведения под общим названием «Очерки народного быта». В 1861 году был издан первый сборник его рассказов, главная тема которых – нищета и бесправие крестьян. Писатель первым в русской литературе критически отметил их духовную неразвитость и рутинность мышления. Глубоко реалистический характер рассказов писателя, раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им успех.

Дальнейший жизненный путь Успенского был запутанным и противоречивым. После разрыва с Некрасовым и «Современником» (по личным мотивам) он преподавал русский язык и словесность в Яснополянской школе, в уездных училищах и гимназиях. В это время он пишет повести «Юрская формация», «Следствие», «Федор Петрович», «Старое по-старому». Большинство его произведений уже былого успеха не имели. Перо писателя потеряло свою остроту. Педагогические занятия Успенского кончились отставкой. С 1884 года, после смерти жены, писатель жил в голоде и нужде, бродяжничал. 2 ноября 1889 года в Москве Николай Васильевич наложил на себя руки.

Творчество Успенского было предметом острых споров в литературной критике XIX века. Со статьями о нем выступали Чернышевский, Достоевский, Михайловский. Среди многочисленных рецензентов – имена выдающихся уроженцев липецкого края – И.А. Бунина и Г.В. Плеханова. Георгий Валентинович наиболее точно определил место Николая Успенского в истории русской литературы: «Это был типичный представитель эпохи 60-х годов, взявшийся за изображение народного быта... Он сочувствовал народу именно по-своему, то есть как «просветитель», то есть как человек, не чувствующий никакой надобности в идеализации отсталой массы».

Археограф русского былинного эпоса

К 225-летию со дня рождения Константина Федоровича Калайдовича

1792 год. Историк, археограф К.Ф. Калайдович родился в Ельце в семье врача. Учился в Елецком народном училище, в Киевской духовной академии, в гимназии Московского университета. Окончив в 1810 году Московский университет, Константин Федорович вошел в кружок графа Н.П. Румянцева, ставший первым в России крупным центром археографии. Он также принимал деятельное участие в работе Московского общества истории и древностей российских, общества испытателей природы, Комиссии печатания государственных грамот и договоров. В 1812 году, когда началась Отечественная война, Константин Федорович вступил в московское ополчение.

С 1814 года он служил в Московском архиве иностранной коллегии. Год Константин Федорович провел послушником в Песношском монастыре. После этого он жил в Калуге, где нашел ценную рукопись Кирши Данилова «Древние российские стихотворения» и издал ее с обстоятельным предисловием. Это был первый опыт исследования русского былинного эпоса. В 1817-1818 годах К.Ф. Калайдович участвовал в археографической экспедиции по изучению монастырских библиотек, где им были сделаны такие крупные находки, как «Судебник Ивана III» и знаменитый «Святославов изборник 1073 года».

С 1825 года Член-корреспондент Петербургской Академии наук К.Ф. Калайдович сыграл большую роль в выработке научных приемов издания источников. Он стал автором многочисленных исследований по славяноведению, археологии, дипломатике, палеографии, археографии. С 1815 по 1824 год издал «Русские достопамятности», «Законы великого князя Ивана III и судебник царя Ивана IV» (1819), «Памятники российской словесности XII века». Сочинение К.Ф. Калайдовича «Иоанн, экзарх болгарский. Исследование, объясняющее историю славянского языка и литературы в IX и X столетиях» по новизне материала и основательности выводов считается одним из самых значительных русских трудов по славянской филологии. 

Константин Федорович умер в 1832 году в Москве. С 1998 года в Елецком государственном университете проводят межвузовские научно-методические чтения памяти К.Ф. Калайдовича.

1 июня

Лето начинается с защиты детей

1950 год. Впервые был проведен Международный день защиты детей. Вторая мировая – самая разрушительная из всех войн в истории человечества. Она больнее всего ранила детские души. Но вот война закончилась, постепенно на месте пепелищ стали строить новые города и села. Слово «выжить» в сознании людей заменилось словом «жить». Опыт тех кровопролитных лет не прошел бесследно. Военное поколение всерьез задумалось о безопасности человеческой жизни. Особенно детской. В Париже в ноябре 1949 года Международная демократическая федерация женщин приняла решение: ежегодно 1 июня отмечать День защиты детей. ООН поддержала эту инициативу и объявила защиту прав жизни и здоровья детей приоритетным направлением своей деятельности.

Липецкий метод обучения безошибочному письму

К 100-летию со дня рождения Константина Александровича Москаленко

1917 год. Константин Москаленко родился в Воронеже. После окончания учительских курсов он преподавал в школе, работал директором, школьным инспектором в Россошанском районе Воронежской области. В 1942 году добровольцем ушел на фронт Великой Отечественной. 24 июня 1945 года Москаленко был участником Парада Победы на Красной площади, награжден пятью медалями. После войны Константин Александрович работал в Ульяновской области. В 1950 году он переехал в Воронеж, окончил аспирантуру при педагогическом институте, защитил кандидатскую диссертацию. С 1954 года жил в Липецке, был заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого государственного педагогического института (ныне ЛГПУ).

В 1959 году в журнале «Народное образование» была опубликована статья К.А. Москаленко «Как должен строиться урок», вызвавшая широкий резонанс в стране. В начале 1960-х годов он разработал принципиально новую методику обучения русскому языку – структурное правописание. В начальных классах за один год по этому методу ученики свободно усваивали программу двух лет обучения. Эксперименты К.А. Москаленко легли в основу знаменитого «липецкого метода» учителей-новаторов. Его тридцатилетняя работа в Липецком пединституте и помощь учителям в организации урока отмечены орденом Трудового Красного Знамени, медалями, присуждением званий «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР». Умер Константин Александрович 30 сентября 1984 года. Его именем названы улица и средняя школа № 3 в Липецке, где проводился эксперимент по внедрению его педагогической системы. С целью поддержки педагогического новаторства в Липецкой области учреждена ежегодная областная премия имени К.А. Москаленко.

Источник: Липецкая газета
Все права защищены согласно российскому и международному законодательству. Copyright © 1999 - 2011 ООО "Компьютерные системы ЛКС". Авторские права на публикации принадлежат авторам статей. Ни один фрагмент сайта не может быть использован без предварительного разрешения правообладателя. Ссылка на сайт обязательна. Сайт создан и поддерживается А.А. Соколовым