[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [БИЗНЕС]

Горошко Е.И.

Коммуникативное пространство Интернета как объект социокультурного анализа

Статья опубликована в Віснику Одеського національного університету. Сер. «Соціологія і політичні науки». – Одеса, 2010. – Т.15.– Вип. 14. – С.130-136.

УДК 316.774

В статье предпринимается попытка определить понятие «социокультурное коммуникативное интернет-пространство», под которым понимается специфическая пространственно-временная целостность, являющаяся результатом генезиса и функционирования культуры во взаимосвязи с социальными параметрами. Использование понятия «социокультурное пространство» позволяет рассматривать действительную реальность как подвижный, но целостный феномен, причем феномен, созданный человеком.

Ключевые слова: коммуникативное пространство, интернет, социокультурный подход

 

 

В современной социологии коммуникаций существует несколько подходов как к определению коммуникативного, так и социального пространств[1] и их изучение ведется на полипарадигмальной основе.  

Под социальным пространством подразумевается форма существования общества и совершения событий в социальном мире. При этом информационное пространство является подпространством социального пространства. Возникающее интернет-пространство является частью этого информационного пространства, а точнее частью репрезентативного информационного пространства. Более того, информационное пространство, включая интернет-пространство, является составляющей виртуального пространства, отличительной чертой которого является манипулирование всеми протекающими через него социальными практиками.

Коммуникативное пространство, образуемое как результат действия социальных коммуникаций, обладает сложной поликомпонентной структурой [Там же, с.7]. Чтобы его описать, используется двухступенчатая терминология внешней и внутренней среды. Коммуникативное пространство имеет ментальную, информационную, а также институциональную структуру, которая является основоопределяющей для данного типа пространства. В ходе взаимодействия этого пространства с окружающей средой постоянно решаются проблемы адаптации, целедостижения, воспроизводства социальной структуры и её интеграция во взаимодействие с окружающей средой [Там же, с.8].

Анализируя новую социальную реальность – пространство интернет-коммуникаций, необходимо также подчеркнуть, что мы опирались на работы по социологии пространства, исследующие вопросы о том, в каком смысле и применительно к каким феноменам вообще можно говорить об их пространственно-временной локализации [2]. Считается, что в социальном пространстве одновременно сосуществуют три вида пространств: перцептуальное как субъективное отражение физического пространства; концептуализированное пространство как определенные версии пространства, созданные его акторами, и проживаемое пространство, или пространство репрезентации образов, комплексных символических систем, оно же и пространство сопротивления гегемонии со стороны концептуализированного пространства. Все три подпространства реализуются в социальном пространстве Интернета. В этом понимании нам представляется наиболее интересной роль субъектов информационных взаимодействий в формировании символических практик (включая гендерные), направленных на утверждение определенного видения реальности.

Более того в рамках социокультурного подхода к анализу интернет-социальности, можно говорить не просто о социальном пространстве, а о социокультурном пространстве, под которым понимают «…специфическую пространственно-временную целостность, являющуюся результатом генезиса и функционирования культуры во взаимосвязи с социальными параметрами» [3, с.14]. Полагают, что, с одной стороны, это понятие обладает достаточной концептуальной целостностью, которая позволяет анализировать механизмы и особенности функционирования социокультурного образования в масштабах трансформационных процессов. С другой, данное понятие обладает высокой степенью дискретности, в результате которой оно может быть одинаково результативно использовано в анализе как на микро-, так и макросоциальном уровнях [Там же].

Использование понятия «социокультурное пространство» позволяет рассматривать действительную реальность как подвижный, но целостный феномен, причем феномен, созданный человеком. В социокультурном пространстве отражается все множество практик и подпространств, создаваемых людьми на настоящий момент. Поэтому само социокультурное пространство можно представить в виде множества полей (подпространств), находящихся в сложном взаимозависимом взаимодействии. Следовательно, определяя социокультурное пространство подобным образом, можно говорить об экономическом, политическом, информационном, этнорелигиозном, образовательном и других полях, которые, с одной стороны, являются сферой деятельности тех или иных индивидов, но с другой стороны, создают собственное напряжение условий и традиций, влияющее не только на динамику данного поля, но и ориентируя другие поля в русле общей социокультурной динамики единого пространства, в рамках которого они функционируют. По Бурдье, это будет одновременная вписанность в объективность пространственных структур и в субъективные структуры, которые являются отчасти продуктом инкорпорации объективных структур [Там же]. При этом из множества факторов, детерминирующих социокультурное пространство, факторы нематериального, социокультурного порядка будут иметь приоритет.

Однако, анализируя столь сложный социотехнический феномен, которым является Интернет, а также для описания процессов, происходящих в Сети, было бы целесообразно расширить понятие «социокультурного пространства», за счет «привлечения» коммуникативного фактора, учитывая примат именно этого фактора в сети Интернет в последнее десятилетие.

Следует подчеркнуть, что понятие коммуникативное пространство является одним из ключевых в исследованиях любых видов коммуникаций, включая социальные. В социологии коммуникаций коммуникативное пространство видится как некая среда, в которой протекают социальные, культурные, духовные процессы, сопровождаемые непрерывной транзакцией информационных ресурсов [4]. По мнению же В. Я. Проппа, оно представляет собой нестабильный, изменчивый феномен, где сосуществуют и обращены друг к другу субъекты и объекты с их процессуальностью, динамикой, незавершенностью, ускользанием от жестких причинно-следственных связей [5].

Этот термин по своей сути является междисциплинарным и в силу своей широты (междисциплинарности) и неоднозначности он не имеет устойчивого и однозначного определения. Понятие «коммуникативное пространство» используется в большом количестве гуманитарных дисциплин: философии, социологии, психологии, лингвистике, коммуникативистике и прочее. Отличие в трактовке этого термина в разных науках заключается в том, как обнаруживается и с чём проявляется сущность коммуникативного пространства как особой наполненной среды. В социологии сущностное содержание понятия «коммуникативное пространство» понимается в интерпретации работ Н. Лумана (системная теория коммуникации), Ю. Хабермаса (коммуникативное действие) и рассматривается как аутентичная форма социальной реальности. В коммуникативистике этот термин приближен более к понятию «информационное пространство», которое сформировалось как результат массовых коммуникаций и в котором действуют «законы коммуникативного притяжения и отталкивания» [4].

Необходимо заметить, что социокультурное пространство Сети, выступающее в качестве коммуникативной среды, диктует появление и новой парадигмы взаимоотношений, учитывающей не только разнообразие технических решений доступных пользователям, но и множественность контекстов взаимодействий, а одной из основных функций (целей) коммуникативной интеракции в Сети является достижение социальной общности коммуникантов, при сохранении индивидуальности каждого из её участников (акторов) [6, с.202].

Одновременно возникает вопрос, почему взаимодействия в сети Интернет могут рассматриваться в качестве элемента его социальной структуры?

Во-первых, в коммуникативных взаимодействиях акторов проявляется непрерывность воспроизводства социальной структуры.

Во-вторых, все интеракции характеризуются тем, что они одновременно уникальны и всеобщи, особенны и сравнимы. Соответственно, их можно анализировать, выделяя типическое для тех или иных социальных отношений. Энтони Гидденс также отмечал, что коммуникация выступает в качестве существенного элемента организационного процесса, в ходе которого воспроизводятся социальные структуры [7; 8].

В интернет-пространстве в процессе социального взаимодействия акторы используют общие символы и постоянно интерпретируют смысл действий через сами действия. При этом люди вступают в процессы коммуникативных взаимодействий в Сети не столько для передачи некоей информации, сколько для установления и поддержания социальных связей.

Итак, анализируя столь сложный социотехнический феномен, которым является Интернет, а также для описания процессов, происходящих в Сети, было бы целесообразно расширить понятие «социального пространства», за счет «привлечения» как культурного, так и коммуникативного факторов и говорить об Интернете как о социокультурном феномене, а о социальном пространстве, им порождаемым, как о «социокультурном коммуникативном пространстве».

Следует заметить также, что это пространство выступает как одна из форм существования информационно-коммуникативного общества, представляя определенную силовую конструкцию, создаваемую людьми, их социальными, культурными и коммуникативными практиками, которые имеют свое особенное (системное) качество. Одновременно это интернет-пространство представляет некую медиатированную реальность, в которой находятся люди, пользующиеся Глобальной паутиной.

Подчеркнем, что именно Интернет является тем универсальным социокультурным и коммуникативным пространством, в котором запускаются механизмы виртуализации социальности, где виртуальность – неизбежный социальный эффект новых коммуникационных технологий, и прежде всего, самой сети Интернет. Опосредованная интернет-технологиями виртуализация социальной реальности, существенно трансформируя её, в конечном счете, превращает эту социальность в новую, не существующую ранее действительность.

При этом возникающая на основе Интернета новая виртуальная реальность может быть охарактеризована через ряд свойств: порожденность другой реальностью, т.е. всегда существует некая реальность, порождающая виртуальную реальность; актуальность (виртуальная реальность существует только «здесь» и «теперь», пока активна порождающая реальность); автономность (в виртуальной реальности существуют собственные временно-пространственные характеристики, свои законы жизнедеятельности; для человека, находящегося в виртуальной реальности, нет внеположного прошлого и будущего); интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями как «онтологически независимая величина»); погруженность (человек может погружаться в ту или иную виртуальную реальность естественным или искусственным путем); нематериальность воздействия и условность параметров (объекты искусственны и изменяемы), а также эфемерность (свобода входа и выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования) [9].

 

Литература

  1. Родин А. В. Коммуникационное пространство: морфология и трансформация / А. В. Родин // Studium. – 2008. – Т.6. - №1.- С.1-16. [Электронный ресурс] http://www.sarki.ru/studium/publ1/rodin.pdf. – (Проверено 12.11.2010).
  2. Раскладкина М. К. Интернет как средство организации информационно-политического пространства России: дис. … канд. полит. наук: 10.01.10 / Раскладкина Марина Константиновна. – СПб., 2006. – 183с.
  3. Естрина О. В. Социокультурное пространство: определение понятия / 0. В. Естрина, H. В. Дулина // Человек, Культура, Общество: Межвуз. Сб. науч. тр.  – Волгоград: Волгоградский Политехник, 2007. – С.8-17.
  4. Максимова Н. Г. Электронный текст в ограниченном коммуникативном пространстве / Н. Г. Максимова // Вестник Чувашского университета. – 2007. – № 4. – С.193-196.
  5. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / В Я. Пропп. – Л.: ACADEMIA, 1928. – 152с.
  6. Бондаренко С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ: Дис. … доктора социол. наук: 22.00.04 / Бондаренко Сергей Васильевич. – Ростов-на-Дону, 2004. – 399с.
  7. Гіденс Є. Соціологія / Є. Гіденс – Київ: Основи, 1999. – 726с.
  8. Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structure / A. Giddens. – Berkely, CA: University of California Press, 1994. – 380p.
  9. Бондаренко Т. А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации: дис. ... доктора филос. наук: 09.00.11 / Бондаренко Тамара Алексеевна. – Ростов-на-Дону, 2007. – 326с.

О. І. Горошко

Національний технічний університет «Харківській політехнічний інститут»

Кімн. 211 – У-1, вул. Фрунзе, 22, Харків – 61002, Україна

КОМУНІКАТИВНИЙ ПРОСТІР ІНТЕРНЕТУ ЯК ОБ'ЄКТ СОЦІОКУЛЬТУРНОГО АНАЛІЗУ

Резюме

У статті робиться спроба визначення поняття "Соціокультурний комунікативний інтернет-простір", під яким розуміється специфічна просторово-часова цілісність, що є результатом генезису і функціонування культури у взаємозв'язку з соціальними параметрами. Використання поняття "соціокультурний простір" дозволяє розглядати його як дійсну реальність, як рухливий, але цілісний феномен, причому феномен, відтворений людиною.

Ключові слова: комунікативний простір, інтернет, соціокультурний підхід.

 

О. Ig. Goroshko

National Technical University “Kharkiv Polytechnic Institute”

211 APT., Y-1 22 Frunze ST., Kharkiv, 61002, Ukraine

Summary

This article attempts to define the concept of "socio-cultural communicative Internet space", referring to a specific spatial-temporal integrity. It presents a result of the genesis and functioning of culture in relation to the social parameters. Using the concept of "socio-cultural space" it is possible to consider the actual reality as a flexible, but holistic phenomenon created by the man.

Keywords: Communicative space, Internet, socio-cultural approach

[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [БИЗНЕС]