[ГЛАВНАЯ] [ЭКСПЕРТНАЯ СМЕСЬ ] [БИЗНЕС]

Белянин В.П.

Психолингвистический анализ листовки

Однажды, в суровую избирательную пору моя аспирантка пришла вся воодушевлённая такая.
Я спрашиваю: "Что-нибудь приятное произошло?"
"Да, - отвечает она, - я работаю в команде кандидата в депутаты".
"Ну и как?".
"Очень, очень интересно".
"А что конкретно?"
"Давайте, я Вас, Валерий Павлович, лучше познакомлю".

Так я познакомился еще с одним кандидатом. И, естественно, предложил свои услуги эксперта по тексту. Кандидат - человек известный, заметный, поэтому я не называю имени. Но текст за давностью срока предаю огласке. Как свидетельство времени.

Акцентуации
Текст достаточно паранойяльный (16% лексики) и эпилептоидный (11%) одновременно. При этом он достаточно агрессивный (5.5%).

Установки
Тест направлен на негатив, в нем отсутствует лексика, несущая позитивное начало.

Каналы восприятия
Преобладает лексика чувственного канала информации (обработка и трансляция). При этом обработка также ведется на уровне рационального канала. Именно с рациональностью связана и агрессивность.

Организация событий
Основное внимание в тексте уделяется причинам событий и в меньшей степени возможным следствиям. Причем причины видятся в настоящем, а в будущем предполагаются некоторые последствия сегодняшних действий.

Пространство
Просматривается некоторая склонность к ориентации назад и к движению от объекта.

Эгоцентрические слова
Наблюдается низкая частота использования местоимений.

Грамматика
Преобладают глаголы несовершенного вида настоящего времени.

Частотный анализ
В тексте часто упоминается слова "женщина" (19 раз), при этом высока частотность слов "дитя" (8), "ребенок" (6), и кроме того слов "насилие" (8), "изнасилование" (3), "аборт" (3), "жертва" (3). Немало слов типа "страна" (9), "государство" (5), "Россия" (4), общество" (4).

Выводы

  1. Текст в значительной степени политизирован и направлен на решение социальных проблем. При этом характер решения проблем предлагается очень конкретный, энергичный, но резкий. Автор может быть охарактеризован как интересующийся политикой и желающий добиться успеха путем быстрых и агрессивных действий.
  2. Настоящее положение дел описывается как явно неудовлетворительное и очень плохое. Причем положение дел оценивается как можно более объективно.
  3. Не предлагается позитивного решения проблемы, поскольку будущее не видится хорошим, в решение проблем при этом не вовлекаются возможные избиратели, предполагается, что сам кандидат попытается решить их путем борьбы. Текст, не обладая позитивным началом, не вселяет уверенность, не дает повода к положительным эмоциям, скорее запугивает.
  4. Текст ориентирован на тех людей, которые недовольны существующим положением дел и хотят получить быстрый результат (что в целом соответствует российской ментальности),
  5. Текст достаточно фактологический, публицистический и является агитационно-пропагандистским материалом, ориентированным как на адресную рассылку, так и на публикацию в печати. Общее содержание может быть сведено к мысли о том, что женщина подвергается насилию со стороны мужчин. Он явно ориентирован на женщин 25-45 лет, неудачных в личной жизни, подвергавшихся реальному насилию или опасающихся этого в силу личных страхов и фобий. Возможна также высокая оценка такого текста женщинами нетрадиционной ориентации.

Возможные рекомендации.

  1. Добавить в текст местоимение "мы" (как эквивалент мы - "женщины", мы - "избирательницы", мы - жители этой страны, мы жители Москвы).
  2. Добавить позитива. В речи чаще использовать слова типа "хорошо", "лучше", "правильно", "верно", "энергично", "оптимистично".
  3. Чаще использовать лексику, отражающую зрительный канал обработки информации (выражения типа "точка зрения", "Я вижу эту проблему так…", "Если взглянуть на это с другой стороны, то…", "Посмотрим на то, как…").
  4. Чаще использовать лексику, отражающую слуховой канал обработки информации (выражения типа "То и дело можно услышать, что…", "Мы никогда не слышим о судебных процессах в отношении домашних тиранов, …").
  5. Добавить в текст то, что могло бы привлечь (а не отпугнуть) мужчин.
  6. Хорошо бы добавить немного иронии и юмора.

Анализ текста сделан при помощи экспертной компьютерной психолингвистической системы "ВААЛ" (версия июля 1999 года).
28 октября 1999 г.

[ГЛАВНАЯ] [ЭКСПЕРТНАЯ СМЕСЬ ] [БИЗНЕС]