[ГЛАВНАЯ] [ГАЛЕНОВО НА ГИППОКРАТА. ] [ФОРУМ]

Мильков В.В.

Текст, перевод, комментарии

Лист 258

[Мир составился из четырех первоэлементов: из огня, из воздуха, из земли и из воды . Создан же был и малый мир, то есть человек, [также] из четырех элементов : из крови, из мокроты, из красной [и черной] желчи. Ибо кровь по виду - красная, а на вкус - сладкая. [Кровь] подобна воздуху, [как и он], - теплая и мокрая. Флегма же, то есть мокрота, - на вид белая, на вкус соленая. Подобна [она] воде, ибо мокрая и холодная. Красная желчь на вид

Лист 258 об.

.) желтая, на вкус же горькая. [Она] подобна огню, ибо [как и он] - сухая и теплая. Черная желчь - на вид черная, на вкус кислая. [Она] подобна земле, ибо сухая и холодная . Когда эти элементы умаляются, или умножаются, или накапливаются выше меры своей, или, изменившись и отступив от своих мест, проникают в необычные места, - многообразно и многоразлично создают человеку болезни .

[Теперь] скажем, где и в каких местах они находятся [у человека]. Мокроте, [например], подобает быть под селезенкой. При дыхании исходит [мокрота] через рот и ноздри. Кровь же находится [у человека] около сердца за преградой, откуда [она] разделяется и проходит через вены и артерию. И когда она увеличивается, [то] просачивается и исходит через нос, ибо нигде в другом месте не может выйти, поскольку не имеет другого пути. Красная желч

Лист 259.

) находится [у человека] под печенью в присоединенном к печени пузыре. [У человека] при дыхании желчь [исходит] сквозь уши. Сера же, которую удаляем из ушей, - это красная желчь. Черная желчь [находится] под селезенкой в прикрепленной внутри мошоночке. Она исходит через глаза. Ибо то, что жжет, выходя из глаз, - это черная желчь . Когда вышеназванные элементы пребывают во взаимном соответствии, - [организм] здоров . Ибо у всякого человека вышеназванные элементы в разном возрасте по-разному растут и множатся. Больше всего в отроческом [возрасте], до 14 лет, увеличивается кровь, ибо [ей свойственно умножаться] весной: в марте, апреле, мае. Поэтому она [кровь] мокрая и теплая. У человека до 30 лет умножается красная желчь, [потому что ей свойственно умножаться летом], то есть в июне, июле, августе, потому что оно [лето]

Лист 259 об.

тепло и сухо. [У человека] в возрасте 45 лет умножается черная желчь, [ибо ей свойственно умножаться] осенью, то есть в сентябре, октябре, ноябре, потому что, [как и осень, черная желчь] сухая и холодная. В старом же, 80-летнем, возрасте умножается флегма , то есть мокрота, потому что она, как и зима, холодна и мокра. [Как следствие], у детей характер горячий и легкий под влиянием крови. И из-за этого [они] иногда играют, иногда смеются, а если плачут, то скоро утешаются. У юношей же характер пылкий и страстный под влиянием красной желчи, и из-за этого они более быстрые и вспыльчивые. У человека в зрелом возрасте характер сухой и холодный под влиянием черной желчи, и поэтому эти люди более суровые и крепкие. У старого же [человека] характер холодный и податливый под влиянием мокроты.

Лист 260

Поэтому [также] они печальные, и дряхлые, и медлительные, и беспамятные. И когда они гневаются, [то долго] остаются неутешны. И вот знай, что кровь сделает душу милостивой и податливой, мокрота же, то есть флегма, - медлительной и забывчивой. Красная желчь - честной и благопристойной . Распознаются поводы и причины болезней. Во-первых, по возрасту: если отрок болен, то виновата кровь, если юноша - красная желчь, если старый человек - виновата флегма. Во-вторых, причины распознаются и от времени [года]: если осень - черная желчь виновна, если же зима - мокрота повинна . А чтобы помнить и быть мудрыми - это зависит от хороших свойств тыла, то есть по имеющему теплый и студеный тыл. Забвение бывает от студеного тыла, от огненных же и жгучих вещей бывает безум

Лист 260 об.

От огненного начала исходит безумие и жар, [который], поднимаясь к голове, делает человека безумным, вводя его в иступление. [В этом случае] необходимо смешанными [разными] маслами, как говорит Гиппократ, помазать тело, [употребляя для этого] розовое масло и подобные ему. Искривление бывает глазу, или губам, или человеку - и это от студеного естества, что идет от тыла. В этом случае подобает очищать через ноздри, а снаружи огненными парами действовать на голову.

Сколько страданий бывает человеку [от болезней, которые] имеют начало в желудке. Или болезнь от глаз, болезнь зубов, болезнь горла, жар, удушье, болезнь ушей, осиплость <…> и подобные этим [болезни]. [Например], имеются на голове швы, но бывает и такая [голова], которая не имеет швов , и та есть здоровая

Прямые волосы на голове бывают от большого количества мокроты, что в голове. Кудрявая же [голова] бывает от тепла, которое в ней. Рыжие волосы -

Лист 261.

от красной желчи, черные - от черной и студеной мокроты, плешивость - если уменьшается влажность, питающая волосы. Если боли бывают в голове - [то это] от желудка зависит или же от железы [зависит], бельмо на глазу, болезнь зубов, в боку отек (то есть так называемая шишечка[?]).

Бороду характеризуют [следующие качества]: широкая, длинная, маленькая, средняя <…> это скудная борода. И такая скудная [борода бывает] от уменьшения влаги, питающей волосы.

Чувств же в человеке пять - зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Зрение - от эфира, обоняние - от воздуха, слух - от огня, вкус - от влаги, осязание же - от земли .

Вопрос: "Сколько частей у души?" Ответ: "Три - словесная, яростная и желающая" .

Вопрос: "Когда бывает здоровым человек, а когда он болеет?" Ответ: "Здоровым бывает [человек], когда вышеназванные [четыре стихии] сочетаются по силе, то есть находятся в равенстве, равновесии [и] полном покое

Лист 261об.

Вопрос: "Что такое здоровье?" [Ответ]: "Здоровье [человека] - это хорошее сочетание первоэлементов, из которых составлено тело: теплого, сухого, холодного, влажного .

Вопрос: "Что такое врач?" Ответ: "Врач - это слуга природы и помощник в болезнях. Настоящий врач - это [тот], кто способен искусно видеть и делать, а превосходнейший [врач] - это тот, кто лечит правильно. Лечение - это искусство: профилактика - для здоровых, исцеление - больным" .

Человек имеет пять частей в теле: руки - две, ноги - две и голову.

Элементов [которые характеризуют человека] - 12: темя, уши, глаза, нос, рот, груди, руки - две, туловище, колени, ноги - две.

Имеет же и год четыре составные части: весна, лето, осень , зима.

Весна начинается с 24 марта и [продолжается] до 24 июня. [В это время] бывает умножение крови. [Тогда] необходимо пускать кровь и делать очищение желудка, [применяя] слабительное

Лист 262

) Пища же [в это время] - овощи теплые. [Следует] избегать пресыщения рыбой, и вина теплого, и ужина позднего .

Лето же начинается с 24 июня [и продолжается] до 24 сентября. [В это время] бывает умножение черной желчи, [поэтому необходимо] себя успокаивать и не есть много, остерегаясь острого. Пить следует воду холодную, поздних ужинов избегать, есть [следует] немного холодной рыбы, [при этом] очищения желудка и пускания крови [следует] избегать.

С 24 сентября начинается осень, [которая продолжается] до 24 декабря. [В это время] следует избегать употребления в пищу овощей, холодной воды, большого количества вина и [остерегаться] утренних заморозков, не раздеваться, если и душно будет, беречь себя от гнева и ярости , [а также] от пресыщения пищей. [Следует] пускать кровь и очищать желудок, [применяя] слабительное, когда умалится луна.

С 24 декабря начинается зима, [которая продолжается] до 24 марта. [В это время] умножается флегма, то есть мокрота. [В это время] следует есть

Лист 262 об

все, что имеет теплоту , а именно: горчицу, редьку, лук, лук-порей, перец, имбирь, мускатные орешки. Пить же [надобно] горячую воду с медом и с володым вином вареным, что называется ипсимо (то есть сыта). [Следует] остерегаться пресыщения (переедания), [употребления] сырой рыбы, злаков (хлеба) и позднего ужина.

  1. Учение о четырех стихиях как первоэлементах и основах бытия впервые в наиболее полном виде было разработано Эмпедоклом и оказалось столь популярным, что с различными модификациями воспроизводилось как античными, так и средневековыми мыслителями. Теория первоэлементов играла едва ли не ведущую роль в рассуждениях как Гиппократа, так и Галена. К сожалению, конкретный источник апокрифической редакции, передающей это учение как бы от лица Галена, остается пока неясным. Учение о четырех стихиях встречается и в ортодоксальных, и в еретических текстах, которые кардинально отличаются друг от друга концептуальными религиозно-мировоззренческими трактовками античной первоосновы





  2. Прямое уподобление человека "малому миру" (т. е. микрокосмосу) встречаем в апокрифическом сказании о сотворении Адама в одном из вариантов апокрифической "Беседы трех святителей" (ср.: Щапов А. П. Сочинения. Т. 1. СПб., 1906. С. 102. Примеч.). Правда, уподобление микрокосмоса макрокосмосу имеет здесь мифологическую окраску, ибо тело человека, как и тело мифического первопредка, отождествляется с частями Вселенной. В апокрифических текстах о создании Адама, хотя прямо и не говорится о том, что первый человек представляет собой малый мир, уподобленный большому, но реально повествуется о соотношении частей тела сферам мироздания. Обычно восемь частей, из которых создается Адам, уподобляются одновременно и четырем стихиям и космическим сферам (ср.: Мочульский В. Следы народной Библии в славянской и древнерусской письменности. Одесса, 1893. С. 70-71; Громов М. Н. Апокрифическое сказание о сотворении Адама в составе сборника середины XVII в. из Румянцевского собрания // Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 46. М., 1987. С. 79; РНБ, Кирилло-Белозерское собр. № 22/1099. Л. 517 об.; Кирилло-Белозерское собр. № 11/1088. Л. 279 об.). Аналогичные воззрения получили распространение не только в христианском мире, но и на мусульманском Востоке: "Буквальное отождествление первого человека со Вселенной мы встречаем в одной из средневековых мусульманских легенд, где рассказывается, что после того, как Бог за сорок дней… сотворил Адама, дьявол через рот проник в его тело. Внутри он обнаружил целый „малый мир" подобный „большой" Вселенной. Голова Адама состояла из семи сфер, его тело было землей, волосы деревьями, кости и жилы горами и реками. Подобно тому, как в природе существует четыре времени года, так и внутри Адама оказались четыре стихии - жар, холод, влага и сушь, образованные черной и желтой желчью, флегмой и кровью" (Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, 1988. С. 85-86. В приведенных примерах налицо компромисс между мифологической, философской и библейской концепциями. Существуют тексты, в которых говорится о составе человеческого тела от четырех стихий (РНБ, Соловецкое собр. № 65/711. Л. 59 об.). В них, так же как и в апокрифе, речь идет о составе человеческого тела вообще - в абстрактном смысле. С одной стороны, налицо большая степень обобщения, с другой - совершенно явное обособление от мифологической и, главное, от библейской точки зрения. Очевидное отступление от религиозной трактовки бытия за счет философизации текста - типичная черта комментируемого памятника





  3. Согласно принципу параллелизма, каждой стихии макрокосмоса уподобляется одна из четырех жизненных жидкостей в человеке - микрокосмосе: кровь - воздуху, ибо мокрая и теплая, флегма - воде, ибо мокрая и холодная, красная желчь - огню, ибо она суха и тепла, черная желчь - земле, ибо она суха и холодна. По сути дела речь идет о телесных эквивалентах стихий и их качествах. Античное учение о единстве мироздания выглядело более просто и строго. Через каппадокийскую традицию идеи греческих философов были воспроизведены богословами, в частности популярным на Руси Иоанном Дамаскиным: "Должно же знать, что есть четыре стихии: земля, которая - суха и холодна; вода, которая - холодна и влажна; воздух, который - влажен и горяч; огонь, который - горяч и сух. Подобным образом есть также и четыре влаги, которые соответствуют четырем стихиям: черная желчь, которая соответствует земле, ибо она - желчь - суха и холодна; слизь, соответствующая воде, ибо она - слизь - холодна и влажна; кровь, которая соответствует воздуху, ибо она влажна и горяча; желтая желчь, которая соотвествует огню, ибо она - горяча и суха. Плоды, конечно, состоят из стихий, а влаги (или соки) - из плодов, тела же живых существ - из влаг, и в них разрешаются" (Точное изложение православной веры. М. ; Ростов-Дон, 1992. С. 154). С богословской точки зрения, человек через стихии имеет родство со всей неживой природой, над которой он возвышается в силу своей двусоставной сущности (тело - душа): "Должно знать, что человек имеет общее с неодушевленными предметами и участвует в жизни бессловесных существ, и получил мышление существ, одаренных разумом. Ибо с неодушевленными предметами он имеет общее со стороны своего тела, также потому, что он соединен из четырех стихий; а с растениями как в этом отношении, так и со стороны силы питающей и произрастающей" (Там же). Душа - это главное, что отличает человека от всех творений. "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная,… бессмертная, одаренная и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая этому жизнь, и приращение, и чувствование, и производительную силу…" (Там же. С. 81). Богословская экзегеза на темы онтропологии, вводившая, как и некоторые апокрифы, элементы античного учения о "корнях всех вещей", строилась на компромиссах между Писанием и, в некоторой мере, философией. Наше произведение, в котором предлагается онтологическая основа в виде первоэлементов и сопряженная с этой основой модель параллелизма макро- и микрокосмоса, включая имеющие прямое отношение к астрологии характеристики природного мира, оказывается вне христианской религиозной традиции вообще. Его своеобразие определяется смесью философии, мифа, мистики и науки. Ниже мы публикуем текст, который соединил в себе текст, буквально совпадающий с процитированным выше отрывком из Дамаскина, и мотивы апокрифа, обосновывающие принцип онтологической связи времен года с соответствующими каждому сезону признаками стихий (см.: Государственная библиотека. Одесса, Сборник № 415. XV в. Л. 87-87 об.).





  4. Мысль о равновесии составов человеческого тела была высказана Алкмеоном Кротонским (V в. до н. э.). В последующем данное положение, начиная с Гиппократа, воспроизводили все рассуждавшие о природе плотских недугов медики.





  5. В рукописи: (мн. ч.; ср. греч. - 'жила, артерия').





  6. Реальные физиологические и анатомические наблюдения соединены с довольно искусной схемой соответствия органов тела с жидкостями, являющимися эквивалентами стихий





  7. Продолжение темы равновесия природных составов в контексте медико-антропологических рассуждений (см. коммент. 5).





  8. В рукописи: (ср. греч. - 'слизь, мокрота').





  9. Важный в философско-мировоззренческом отношении отрывок, отражающий приложение концепции четырех стихий для характеристики сезонов и возрастов. Онтологическим основанием медико-биологических свойств организма в соответствии с возрастами и периодами года является временнаґя смена соответствиующих стихиям жидкостей органзма. Попеременное господство их - часть глобальных взаимосвязей мироздания, в котором круговорот стихий осуществляется с тем же постоянством, что и повторяющиеся астральные циклы небесных светил.












  10. О временныґх (по сезонам и возрасту) причинах болезни как первых, вытекающих из концепции глобальных взаимосвязей, причин недугов.





  11. Общим для нашего памятника и трактата Аристотеля "История животных" является ошибочное утверждение о том, что некоторое черепа не имеют швов (ср.: Аристотель. История животных. I. VII. 40). На самом деле черепов без швов не бывает, а видимость отсутствие таковых - следствие старческой облитерации, т. е. тканевого зарастания (см.: Старостин Б. А. Примечания // Аристотель. История животных. М., 1996. С. 425-426).





  12. В классификации чувств наблюдается отступление от преждезаявленной четверичной схемы характеристик различных явлений жизни, что является прямым следствием воззрений на античную четверицу первоэлементов как на предельные онтологические основания бытия. В данном случае субстанциональная зависимость органов чувств от соответствующих им стихий сходна с онтологической концепцией Аристотеля, добавившего к традиционной четверице первоэлементов - эфир. Наиболее грубые чувства связываются с плотными и тяжелами стихиями (соответствие осязания - земле, вкуса - воде), бескачественному эфиру соответствует самое тонкое и надежное зрительное ощущение. Просматривается определенное стремление к иерархическому упорядочению чувств по достоверности и соответственно ценностным их свойствам. Сенсорные качества увеличиваются в зависимости от степени "дематериализации" лежащих в основе механизма их действия стихий.





  13. Воспроизводится тезис платоновского учения о трехчастной природе души. Произведение выполняло роль транслятора античных идей на Русь - "Послание" митрополита Никифора (вторая половина XI в. - 1121 г.), знакомившее древнерусского читателя с некоторыми философскими идеями античности. Суть учения о душе сводится к тому, что словесное начало объявляется высшей руководящей силой, тождественной разуму человека. Яростная сила души отождествляется с чувственным началом, которое господствует над страстями. Желанное начало соответствует воле, в управлении которой находится яростная сила души. Разум-инстинкт-воля - качественные проявления души, которые в сумме с прдшествующими онтологическими характеристиками дают довольно завершенную концепцию сформулированной в данном апокрифическом памятнике антропологии. След платонизма в апокрифе, видимо, не случаен, ибо Гален высоко ценил авторитет Платона





  14. См. коммент. 6, 7












  15. Выразительный, афористический панегирик врачу.












  16. Медицинские и диетические рекомендации основаны на принципе микро-, макрокосмического соответствия.





  17. Предлагаемая памятником схема доступна для восприятия. Она довольно инструментальна и может быть легко перенесена в практику. В качестве, видимо, утилитарных практических рекомендаций текст использовался в православной среде, ибо религиозно-конфессиональная окраска текста отсутствует. При поверхностном восприятии текст мог и не восприниматься как чужеродный, ибо его мировоззренческая специфика извлекается аналитически, из контекста. На такое аналитическое восприятие текста были способны немногие по-богословски высокоподготовленные люди и, конечно же, те грамотники, которые искали в книжности запретные смыслы. Учитывая характер литературного окружения ("конвоя") "Галеново на Гиппократа", именно этот смысл и был востребован при тиражировании текста памятника.




[ГЛАВНАЯ] [ГАЛЕНОВО НА ГИППОКРАТА. ] [ФОРУМ]